- Пение
- пение свящ. песней было уже в вет. завете, когда св. мужи и жены прославляли Бога в поэтической речи. Так явились псалмы, песни Моисея и Мариамы, Девворы и Варака, Анны, матери Самуила, Ионы, Исаии, трех Вавилонских отроков, Захарии, отца Предтечева, и Богородицы. Освященный примером И. Христа и апостолов обычай пения утвердился у христиан. Сперва христиане пели только псалмы, и напев у них был самый безыскусственный. Когда же еретики, напр. Вардесан, Павел Самосатский, Арий и др. стали своими искусственными песнопениями увлекать православных в свою ересь, тогда и св. отцы церкви стали излагать в песнопениях прав. догматы. Так поступ.: св. Григорий Богослов, Ефрем Сирин, Амвросий медиоланский и др. Временем процветания церк. песнопения должны считаться века 6, 7, 8 и 9, когда прославились: Роман Сладкопевец, Иоанн Дамаскин, КоМаюмский, Андрей Критский, Иосиф песнописец, Феодор и Феофан Начертанные и др. Иоанн Дамаскин расположил церковные песнопения по 8-ми гласам греческой музыки. В России пение сперва также было простое, искусственное пение началось с Ярослава, когда пришли в Киев три певца из хора византийских придворных певцов (демественников). Искусственное, но не особенно изящное пение стало вводиться в 16-м веке, из подражания напевам, которые вводил Иоанн Грозный при службах в селе Александровском. Древнее пение, постепенно искажавшееся, сохранилось у старообрядцев. Исправление древнего пения, не без влияния итальянской музыки, началось со времен Екатерины II; возвращение к древнему, строго православному пению начинается ныне.
Полный православный богословский энциклопедический словарь. В двух томах. - Спб.: Изд-во П. П. Сойкина. П. П. Сойкин. 1913.